RSSM LOGO


Агроном

Агроном — это специалист, который занимается сельскохозяйственным производством, управляет трудом рабочих сельскохозяйственного сектора. Агроном является основным проводником науки в сельском хозяйстве, он определяет технологию труда и его организацию. Профессиональный агроном планирует проведение сельскохозяйственных работ с учетом особенностей местности. Сегодня профессия агронома востребована в различных крупных сельскохозяйственных комплексах, а также в небольших фермерских хозяйствах, оранжереях, питомниках и теплицах. 

Агроном — одна из главных фигур на селе. Его основная задача — совершенствовать сельскохозяйственное производство, управлять трудом механизаторов, полеводов и других рабочих. Вооруженный специальными знаниями, агроном видит, как развиваются растения, чего им не хватает, какие изменения происходят в почве. Агроном рассчитывает время начала посева и сбора урожая, определяет способы борьбы с полевыми вредителями, принимает меры по организации устранения последствий стихийных бедствий и природных катаклизмов на территории.

В обязанности агронома входит: планирование и контроль агрономических процессов, организация работы подчиненных, творческое использование знаний мировой агрономии. Кроме того, агроном проводит научные агрономические исследования, изучает и внедряет современные технологии борьбы с вредителями, работает над повышением урожайности. Важной частью работы агронома является контроль над сбором урожая сельхозкультур, отчетность по итогам данных мероприятий. 

Агроном разрабатывает посевные программы с учетом экологических и географических особенностей местности (выбор подходящих сельскохозяйственных культур для данных условий). Наблюдает за температурой, воздухопроницаемостью, влажностью почвенных слоев, контролирует рост и развитие растений, прогнозирует и наблюдает за погодными условиями, обеспечивает подкормку и защиту растений, организует выполнение мероприятий по мелиорации земель, выявляет причины низкого урожая и брака в работе, прогнозирует и выбирает агротехнические приемы выращивания растений, проводит научно-техническую работу (исследование и применение на практике достижений науки и техники). Значительное место в деятельности агронома занимает планирование производственного процесса. Он определяет необходимый комплекс полевых работ, их последовательность, начало и окончание, содержание полевых опытов, распределяет средства производства и т.д.

По существу, агроном ведет не только производственную, но и научно-производственную работу: внимательно изучает эффективность сортовых посевов, методов обработки почвы, применения различных видов удобрений. Агроном имеет дело не только с землей, семенами, удобрениями, но и с людьми. В его задачи входит планирование и организация труда, оказание необходимой помощи, обучение эффективным методам и приемам труда. Агроном должен обладать организаторскими навыками и способностями. От того, насколько четко планирует работу агроном, во многом зависит производительность труда всего коллектива.

Работа агронома — это непрекращающийся труд, который зависит от погодных условий. С ранней весны специалист проводит работы по подготовке пашни к посадке рассады, саженцев или посеву семян, отслеживает поступление биологического или химического удобрения. Результат успешно проведённой работы агронома будет виден осенью. Но на этом его труд не заканчивается. Необходимо подготовить помещение для хранения собранного урожая, создать там необходимые условия, чтобы полученный продукт не потерял свои полезные свойства.

Однако сельское хозяйство очень сильно зависит от погоды. И опытный агроном, планируя работу, учитывает возможные погодные капризы. Получается это не всегда: риск потерять урожай возрастает и в дождливые годы, и в годы засухи.
Если с нехваткой влаги можно в какой-то мере бороться с помощью поливальных установок, то затяжные дожди и неожиданные заморозки требуют особых мер.

Агроном может работать как самостоятельно, так и в коллективе из нескольких специалистов. Как правило, это подвижная деятельность, связанная с общением с людьми. Агроном большую часть своего рабочего времени проводит на открытом воздухе. Это могут быть сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, земельные угодья. При любой погоде, специалист должен быть готов трудиться. 

Агроном достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, проявлять разумную инициативу, но при этом должен четко руководствоваться правилами и нормами своей профессии.

Агрономы могут специализироваться в различных сферах сельского хозяйства, научно-практической деятельности и т.п. При этом не стоит забывать, что профессия агронома является одновременно и управленческой профессией, поэтому агроном может развиваться и в административном направлении, совершенствуя свои менеджерские навыки. 

Также человек с профессией агронома может осваивать смежные специализации, такие как: зоотехник, биотехнолог и т.п. 

Возможен и научный путь развития. В данном случае человек с профессией агронома может заниматься исследовательской деятельностью, написать кандидатские и докторские диссертации, прежде всего, в области селекции, создания новых сортов сельскохозяйственных растений.

Профессия агронома может предполагать и предпринимательский путь развития. В данном случае человек может начать заниматься собственным делам, открыть свое фермерское хозяйство и т.п.


Требования к знаниям и умениям специалиста


Агроном должен быть ответственным и инициативным человеком, лёгким на подъём, способным к принятию экстренных нестандартных решений. Необходимы творческое отношение к труду и наблюдательность, организаторские способности.  Агроном должен уметь организовать производства сельскохозяйственных культур, понимать принципы севооборота, внесения удобрений и др. приемов агротехники, владеть организацией семеноводства, получения новых сортов, проведения научных исследований.

Для успешного освоения профессии агронома необходимы базовые знания по природоведению, ботанике, химии.

Квалифицированный агроном должен знать: технологию сельскохозяйственного производства; основы земельного законодательства; физиологию растений и растениеводство; агрономию и земледелие; агротехнику и семеноводство выращиваемых сельскохозяйственных культур; действующие стандарты на продукцию растениеводства; методы проведения научных исследований в области агрономии; методы возделывания полевых, садовых, огородных культур; основы экономики, организации производства, труда и управления, системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, методы нормирования труда. 

Квалифицированный агроном должен уметь: планировать производственный процесс; производить работы по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными культурами и растениями; осуществлять химическую и биологическую защиту посевов от болезней и вредителей; организовать и планировать работу по сбору, транспортировке и хранению собранного урожая; контролировать качество семенного материала; готовить научную документацию и отчеты; взаимодействовать с людьми, управлять коллективом. 


Базовое образование

Базовые знания по профессии агронома можно получить в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 


Истории:


Агроному место на селе



Руководитель ООО «Сибирь» Владимир Макарович Романов на вопрос о роли агронома сказал, что хотя и говорят, мол, был бы дождь да был бы гром, и не нужен агроном, всё равно без агронома на полях, как он выразился, «хуже вырастет».

В этом хозяйстве с самого начала фермерства технология была в руках опытного специалиста И. А. Саенко, который отладил организацию полевых работ по всем канонам агрономической науки, а с его отъездом из села пост занял молодой агроном. Причём пришлось приглашать его с помощью объявления в газете «Алтайская правда» из-за дефицита на кадры таких специалистов. Откликнулось несколько человек, но выбор пал на Петра Карпова, недавнего выпускника Алтайского аграрного университета.

…Петра мы застали в кабинете при работе на компьютере за несвойственным его специальности занятием бухгалтерскими документами. Оказывается, он, как и его предшественник, является ещё и бухгалтером хозяйства. И считает эту нагрузку вполне разумным решением при существующих объёмах производства.

Молодой семье Карповых пришлось покинуть Благовещенский район, чтобы обрести работу и жильё в Лобанихе. И Пётр кратко рассказал предысторию этого.

Родители предусмотрительно уехали из Казахстана, потому что их сыновьям по окончании школы не было там шансов поступить в высшие учебные заведения из-за так называемого блата. На Алтае же старший брат Петра получил специальность ветеринарного врача, а он стал агрономом. Однако с ликвидацией в хозяйстве животноводства брат уехал в Новосибирск, работает теперь в частной ветеринарной клинике. А затем и Пётр оказался не у дел, отработав после окончания университета в 2009 году немногим больше года по специальности у одного из фермеров крупного села. По его словам, почему-то не признают там роли технолога в растениеводстве. Поэтому сразу откликнулся на объявление, позвонил, а затем приехал в Лобаниху. И считает, что повезло.

Впрочем, не одному ему повезло найти применение своим знаниям. Только в нашем районе работают ещё два его однокурсника, это Дмитрий Кроневальд в Новичихе и Сергей Гомозов – в Мельниково. По рассказу Петра, уже для предыдущего перед ними выпуска агрономического факультета в университете вывешивались объявления о приглашении специалистов. И то, что из его однокурсников большинство разъехались по сёлам края, красноречиво говорит о возрастающем престиже грамотных специалистов. Без сомнения, это закономерно, что в сельском хозяйстве возникла необходимость в технологах современного производства.

Начальник отдела растениеводства районного управления сельского хозяйства А. И. Бондарев хорошо отзывается о работе Петра, Дмитрия и Сергея. А бывшие однокурсники общаются, им есть о чём поговорить, чем поделиться. Недавно Сергей и Дмитрий приезжали в гости к Карповым.

…Пётр продолжил свой рассказ тем, что и в мыслях не было расстаться с сельской жизнью. На новом месте всё устроилось как нельзя лучше. В Лобаниху приехали в середине марта текущего года. Молодой семье предоставили дом, помогли сделать капитальный ремонт, отвели срок, за который можно реально вернуть вложенные хозяйством средства и выкупить жильё в собственность. Сейчас в четырёх комнатах пока нет даже необходимого минимума набора мебели, но это, как говорится, дело наживное. Новосёлы планируют обставить своё жильё по-современному, внутренняя отделка дома к этому располагает. А на усадьбе в хозяйственной постройке уже подрастают два телёнка.

Хозяйка дома Ольга пока не работает. Она по специальности учитель математики и информатики, в школе ждут её. Сейчас же у неё на руках полуторагодовалый сын Тимофей, у которого, кстати, собственная детская комната с игрушками. Семья Карповых не одинственная в селе, которая ожидает открытия детского сада. Местные власти задались такой целью, имеется возможность использовать под дошкольное учреждение имеющиеся помещения.

Пётр вполне освоился в селе и в рабочем коллективе. Ему повезло ещё в том, что попал в стабильно работающее хозяйство, где признают авторитет специалистов, есть возможность проявить свои способности. Хотя и отработана годами в «Сибири» система севооборота, ему предстоит вносить грамотные изменения в связи с поправкой на приоритеты в выборе выгодных сельскохозяйственных культур и соответствующих технологий. Ведь пришли к тому, что спрос и закупочные цены на пшеницу непредсказуемы, и при всех достигнутых успехах по её производству планируется в следующем году уменьшить посевы. Нынче, по словам В. М. Романова, практически вдвое больше пшеницы дал отдачу гектар посевов льна. Выгодно выращивать и подсолнечник. Но увеличивая посевы этих культур, придётся менять структуру посевных площадей, над чем и предстоит поломать голову руководителю и агроному.


Сергей ТРУХИН, http://selchanka.com/articles/ekonomika-proizvodstvo/agronomu-mesto-na-sele.htm